МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
ПОЛОВАЯ СИСТЕМА МУЖЧИНЫ
ЗДОРОВАЯ ПИЩА
УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ - ЗАЛОГ УСПЕХА
МАГИЯ СЕКСА
СЕКСУАЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ
Рекламные места

Голосовой аппарат

Органы дыхания похожи на воздухоносные меха. Сокращаясь, диафрагма втягивает воздух в легкие. Брюшные мышцы, подпирающие диафрагму и нажимающие на грудную клетку, вытесняют воздух из легких.
Голосовые связки в натянутом и сомкнутом состоянии, когда воздух проходит через них, вибрируют, как губы трубача; так возникает голос.
Резонирующие камеры (гортань, нос, полость рта) расширяют и обогащают звук, как надставная труба или раструб.
Артикуляторы (язык, губы, зубы и т. д.) придают звукам индивидуальность с помощью изменений в размере и форме полости рта и посредством расчленений и сцеплений в свободном звучании.
Эти четыре части голосового аппарата участвуют в создании свойств голоса: а) звучности; б) темпа; в) высоты; г) тембра; д) артикуляции (вместе с произношением). Каждое из пяти этих свойств в большей или меньшей степени зависит от всех четырех частей голосового аппарата и оказывает некоторое влияние на остальные элементы. Например, неправильное дыхание порождает недостаточную звучность, которая, в свою очередь, искажает тембр или резонанс и может вызвать слишком высокий тон, недостаточную длительность звуков или неясную дикцию. Для удобства отложим до следующей главы изучение артикуляции и произношения.
Звучность голоса
Звучный голос дает оратору возможность донести речь до всей аудитории. Наиболее частая претензия к неопытным ораторам и артистам — настойчивые восклицания: «Громче!» Высшую из похвал, которыми осыпают молодого оратора или актера благодарные слушатели, часто выражают так: «Я слышал каждое слово».

Звучность и выразительность
Выразительность достигается с помощью разнообразных приемов, в частности произнесения какого-то слова или группы слов с особым ударением. Сравните: «Я согласен с тобой» и «Я согласен с тобой». Ударением подчеркивают глубину чувства. Произнесите эту фразу без ударения и с ударением — и вы увидите разницу. Когда мы будем изучать другие элементы голоса — темп, высоту, тембр и артикуляцию, нам станет ясно, что они имеют непосредственное отношение к выразительности.
Как добиться звучности
Что является психологической основой полноты звука? Это — уверенность в себе и душевный подъем, представляющие собой обязательные условия успеха. Голос — второстепенный фактор. Он не будет мощным и выразительным, если вы не уверены в себе и стоите перед публикой ни живы ни мертвы. Если вам еще не приходилось брать слово в состоянии подъема духа, к тому же вооружившись интересными фактами, попробуйте! Наверное, вас самих удивит полное и послушное вам звучание голоса.
Какова физическая основа звучности? В первую очередь это правильное дыхание, а правильное дыхание — а) глубокое, б) частое, в) контролируемое.
Глубокое дыхание
Глубокое дыхание требует сильного, не насильственного сокращения мышц, связанных с процессом вдоха. Главный орган вдоха — диафрагма, представляющая собой своеобразную перегородку. В расслабленном состоянии она имеет форму перевернутой кверху дном чашки. При сокращении она оттягивается вниз, увеличивая пространство легочной полости и способствуя движению воздуха внутрь. Сокращаясь, диафрагма втягивает воздух в легкие. Сделайте глубокий вдох и обратите внимание на то, что произойдет. Ребра приподнимаются, грудная клетка расширяется, органы брюшной полости благодаря давлению диафрагмы опускаются — и вся грудная клетка увеличивается в объеме.
Выдохните почти весь запас воздуха и прочтите громко следующее предложение:
У нас, свободолюбивых россиян, запугивание, физические пытки и убийства по политическим мотивам вызывают отвращение.
Вам станет ясно, что не только невозможно добраться до конца фразы, но даже в самом ее начале голос уже слаб и жидок. Если вы попытаетесь все же добиться достаточной его силы и выразительности, придется сжать гортань и перейти на высокие тона в тщетной попытке уравновесить недостаточность давления воздуха на голосовые связки. С другой стороны, вдох во время речи вовсе не означает, что надо заполнить легкие воздухом до отказа. Это мешало бы контролировать дыхание.
Если во время речи полное и глубокое дыхание не налаживается, поищите причину. Возможно, из-за недостатка упражнений (что довольно обычно для ораторов-женщин) диафрагма «не разработана» или запущена. А может быть, из-за смущения мышцы, связанные с дыханием, настолько напряжены, что мешают сделать полный и глубокий вдох. Можно подумать, что для глубокого вдоха требуется много времени. Это неверно. На достаточно полный вдох уходит не более полусекунды. Используйте для вдоха естественные паузы и вы увидите, что они отнюдь небесполезны.
Частое дыхание
Существует ошибочное мнение, что вдох надо делать на знаках препинания или по окончании фразы. Однако на одном вдохе можно произнести только короткую фразу. По мере приближения к концу фразы сила и звучность голоса неизбежно падают. Многие ораторы энергично начинают фразу, а заканчивают ее, постепенно скатываясь к едва слышному, неразборчивому бормотанию. Хорошая подача звука зависит не от того, какой запас воздуха затрачен на него, а от воздушного столба, непрерывно и с силой выталкивающего звук. Поэтому дышать надо часто, чтобы был постоянный запас воздуха.
Контролируемое дыхание
Бывает,   что   дыхание   и   глубокое,   и   довольно частое,   а   с   подачей   звука   дело   все-таки   обстоит неблагополучно. В большинстве случаев причина кроется в пассивном дыхании: в неумении с достаточной полнотой использовать дыхательную мускулатуру. Чтобы дать полный звук, воздух надо с силой выталкивать из легких. Он давит на голосовые связки, которые, в свою очередь, направляют широкие звуковые волны через полость рта к ушам слушателя. Но давление воздуха на голосовые связки должно быть под контролем. Воздух надлежит выталкивать не весь разом, а с перерывами, с различной степенью быстроты и силы, и в соответствии со значением произносимых слов и фраз.
Как управлять этой воздушной струей? Как диафрагма, сокращаясь, расширяет объем легких, благодаря чему в них врывается воздушный поток, так и брюшная мускулатура выталкивает воздух из легких. Если мы можем набирать в легкие воздух с нужной скоростью и определенными перерывами, мы точно так же можем управлять и процессом выдыхания. Именно контролируемая струя воздуха и определяет интенсивность, интервалы и длительность звучания голоса.
Контроль за дыханием состоит также в его задержке, или экономии. Произнося быстро некоторые звуки, вы увидите, что сильный и чистый тон зависят не от объема воздуха, проходящего через голосовые связки, а от интенсивности воздушного давления позади голосовых связок. Наиболее частые причины неровного дыхания — страх, нервность, застенчивость. Вспомните, как быстро и разгоряченно вы дышите, когда возбуждены. Но в то время как быстрые вдохи не очень нарушают речь, быстрые выдохи делают ее почти невозможной. Для хорошего звучания голоса надо, чтобы голосовые связки были тесно сомкнуты и почти закрывали дыхательное горло. Быстрое же выдыхание оставляет их широко открытыми. Верное средство от неровного дыхания — спокойная, уверенная манера поведения. Если вы склонны к застенчивости и нервозности, вам необходимо поучиться глубоко и медленно дышать. Перед выступлением подышите свободно и глубоко, а произнося   речь,   делайте   частые   паузы.

Рекламные ссылки: