МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
ПОЛОВАЯ СИСТЕМА МУЖЧИНЫ
ЗДОРОВАЯ ПИЩА
УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ - ЗАЛОГ УСПЕХА
МАГИЯ СЕКСА
СЕКСУАЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ
Рекламные места

Соответствие особенностям аудитории

У того, кто пишет, большое преимущество перед тем, кто говорит. Первый может перечитать и поправить текст, второй должен приноравливаться к особенностям аудитории и обстановки. С другой стороны, оратору не приходится очень уж считаться с теми формальностями, в плену которых порой находится автор печатного текста. Аудитория, состоящая из коллег, членов того же клуба или политической партии, что и выступающий, не обратит внимания на некоторую непосредственность выражений и оборотов, которая вряд ли уместна в менее родственной обстановке. Уже одно только стремление к доходчивости речи побуждает пользоваться более простыми и сильными выражениями. Устная речь тем и отличается от письменной, что она менее официальна и «литературна». Даже в достаточно строгой обстановке не стоит говорить так: «Друзья мои, с трепетным чувством подхожу я к выполнению высокой обязанности воздать должное...» и т. д.
Слушатели, как мужчины, так и женщины, также не любят излишне утонченной и жеманной речи. С другой стороны, не прибегайте к грамматически неправильным оборотам или к низкопробному лексикону, думая, что они в ходу у публики. Это только скомпрометирует вас и заденет самолюбие аудитории. Не говорите с детьми, сюсюкая. Они считают себя взрослыми и не любят, когда с ними говорят покровительственным тоном.
Говоря о соответствии языка особенностям аудитории, следует немного остановиться на сокращениях, сильных выражениях, технических терминах и псевдонаучном стиле.
Сокращения
Сокращения, не допустимые в официальном языке, ныне весьма широко распространены как в письменной, так и в устной неофициальной речи. Подчас они — единственная возможность избежать нескладных грамматических конструкций.  Однако сокращения   снижают  серьезность   некоторых   мест  речи   и могут ослабить ее выразительность.
Сильные выражения
Сильные, сочные выражения обладают большим эмоциональным зарядом. Они — сильное оружие. Если оратор говорит: «Мой противник — лжец!», он применяет слово, сверхперегруженное эмоциями; оно не только оскорбит оппонента, но и покоробит аудиторию. Сказав, что противник «умышленно позволил себе неправильное утверждение» или «сознательно извратил факты», оратор выразит ту же мысль, но без излишней эмоциональной нагрузки. Сравните синонимы в каждой из следующих групп:
умер, скончался, протянул ноги, приказал долго жить, преставился;
благоухание, аромат, запах, дух, вонь.
Организаторы коммерческой рекламы (как, кстати и политики) прекрасно учитывают действие ассоциаций. Они умеют запечатлеть свой текст в воображении и памяти слушателей и зрителей, ассоциативно сливая его с изображениями очаровательных женщин, уютных сценок у камина и т. д. Если к словам, когда-то пробуждавшим чувство уважения, присоединится неприятная ассоциация, с противниками становится легко расправляться, просто «обзывая» их этими словами. В наши дни такая метаморфоза произошла со словом идеалист: раньше — чистый, честный; теперь — непрактичный идеалист, бездельник-фантазер, сумасброд. Хотя нельзя совсем отказаться от сильных выражений, пользоваться ими следует осторожно, с сознанием того, насколько неотразимо производимое ими впечатление.
Технические термины
Как начинающих ораторов, вас, вероятно, не очень часто будут обвинять в злоупотреблении технической   терминологией.   Но   по   мере   того   как   вы освоите предмет, эта опасность будет возрастать. Многие адвокаты, инженеры, врачи, даже преподаватели и священнослужители, так увлекаются профессиональной лексикой, что забывают о слушателях, которым их язык непонятен.
Можно с успехом применить несколько терминов, объяснив их доступными аудитории словами. Тогда слушатели их усвоят.
Псевдонаучный стиль
Желая казаться «образованными», люди часто культивируют псевдонаучную тарабарщину с характерными для нее хождением вокруг да около и многословием. Вот некоторые обороты, в которых тонет содержание: с учетом различных факторов, определяющих данную ситуацию; оставив за собой право вернуться к частным и имеющим прямое отношение к вопросу исключениям; в координации с ...; по мере отношения к рассматриваемой нами проблеме и т. д.
Лаконичность
Отсутствие ясности — обычный результат многословия, наиболее частого порока и устной, и письменной речи. Он происходит от неясности мышления, недостаточного запаса слов, тенденции к пустословию из-за отсутствия мыслей, склонности к самолюбованию, чрезмерной обстоятельности.
Преодолеть многословие — все равно что прополоть огород. Порой, даже если текст заранее написан и отредактирован, он не всегда свободен от слов-сорняков. Иногда его делают многословным излишние определения, когда, например, прибегают к двум и более прилагательным, в то время как достаточно одного:
Скучный, утомительный вечер... Наш священный и наивысший долг... Наша духовная, умственная, моральная и физическая жизнь... И необоснованный, и нелогичный... Изголодавшийся и изнемогающий от недоедания... Срочные и не терпящие отлагательств вопросы...
Злоупотребляют и преувеличениями: «Я положительно уверен...», «Абсолютная и неоспоримая истина...», «Я докажу, не оставив у вас и тени сомнения...»
С этой ошибкой сходна другая — использование вместо обобщающего слова утомительных перечислений:
Мужчины, женщины, дети каждого города, каждой страны... (Почему бы не сказать: Население).
Люди различных общественных групп адвокаты, преподаватели, техники, домашние хозяйки, фермеры, коммерсанты...
Откроем наши души искусству живописи, музыке, скульптуре, архитектуре, литературе...
Согласитесь: при более тщательной обработке речь становится проще и короче, что больше отвечает современным вкусам. Возьмите за образец лучшие литературные произведения. Действительно: краткость — сестра таланта.
Оригинальность
Язык, поскольку он служит средством общения, должен быть понятным большинству. Поэтому не стоит выходить за рамки общепринятого лексикона. И все-таки: почему одни выступления угнетают тусклостью и банальностью, а другие поражают свежестью и оригинальностью? Видимо, ответ один: оригинальность мысли порождает оригинальность языка.
Оригинальность идей
Оригинальная идея органично связана с оригинальностью слова, которое в этом случае обращено непосредственно к чувству. Однако, как ни парадоксально это на первый взгляд звучит, именно наиболее яркие слова в первую очередь подвержены опасности потерять свою самобытность. Часто употребляемые, они превращаются в стереотипы — весьма непривлекательное явление.
Стереотипы
Стереотип — избитое выражение, потерявшее точный смысл вследствие частого употребления. Ораторы, особенно если им приходится выступать не с заранее написанной   или   заученной   речью,   часто   подпадают под власть стереотипов. Стараясь поддержать плавный ход речи, они, естественно, прибегают к таким оборотам, которые чаще всего слышали.

Рекламные ссылки: