МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
ПОЛОВАЯ СИСТЕМА МУЖЧИНЫ
ЗДОРОВАЯ ПИЩА
УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ - ЗАЛОГ УСПЕХА
МАГИЯ СЕКСА
СЕКСУАЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ
Рекламные места

Темп

В понятие темпа входят быстрота речи в целом, длительность звучания отдельных слов, интервалы  и их длительность.
Быстрота речи
Быстрота речи зависит от особенностей оратора и  содержания  выступления.
Частная   беседа,   особенно   на   случайные   темы, протекает   в   более   быстром   темпе,   чем   публичное выступление. Как правило,  чем важнее содержание, тем более сдержанна речь; исключение составляют те  места, содержание которых вызывает у говорящего Душевное волнение.   Никто  не  скажет:  «Ваш дом  в огне!» медленно, если говорит об этом  всерьез.  Но даже эти эпизоды убыстрения речи не повысят ее темп существенно, все равно он ниже, чем при обычном разговоре. Тщательно подсчитайте время, нужное для произнесения 300 слов. Если вы произносите менее 100 слов в минуту, речь слишком медленна даже для веского сообщения. Помните: при отсутствии четкой дикции и умения пользоваться интонациями вред ли можно выходить за пределы 150 слов в минуту. Большинство ораторов произносят за это время от 12- до 150 слов.
Торопливость речи, вызываемая робостью, — один из наиболее распространенных и серьезных недостатков. Слишком быстрая речь вследствие полного безразличия оратора к аудитории еще менее простительна.
Возбужденная речь часто бывает обусловлена похвальным рвением и увлечением выступающего. Но оратор должен понять, что выразительность и торопливость речи — разные вещи. Необходимо дать слушателю время вникнуть в содержание.
Вялая речь — порок флегматичных и ленивых людей. Они не понимают, что, прежде чем они добрались до конца фразы, слушатели уже перестали следить за нитью рассуждений.
Неуверенная, вымученная речь характерна для ораторов, не имеющих ясного представления о предмете. Обычно они стараются выйти из положения с помощью общих мест, сверхпредельного замедления темпа, бесконечных «так сказать», пока, наконец, выбившись из сил, не замолкают в ожидании момента, когда придут нужные слова.
Длительность звучания
«Ночь напролет» — какое слово длиннее в этом словосочетании? В письменной речи, конечно, напролет, в устной — ночь. Как слоги, так и слова при произнесении растягивают и сжимают в зависимости от придаваемого им значения. Обратите внимание на то, как по-разному можно произнести междометие «О».
Нервные, порывистые люди чаще налегают скорее на громкость, чем на протяженность звучания. В результате возникает неприятная для слуха резкость:
оратор действительно «так и режет». Благодаря подобной манере говорить речь звучит монотонно и общее впечатление от нее неблагоприятное. Произнесите следующую фразу, выделяя основные слова сначала форсированием звука, а затем — незначительным их растягиванием.
Сколько пережитого за длинный год жизни можно уместить в один-единственный час?
Длительность звучания отражает не только значимость слов, но и глубину переживания. Произнесите следующие предложения, сначала как бы просто, констатируя факт, а затем — с глубоким чувством:
Здесь небо такого синего цвета, какого я никогда не видал.
Дождь только досаждал, но дождь со снегом был просто невыносим.
Продолжительность звучания имеет и некоторую смысловую нагрузку. Если в предложении содержится мысль о поспешности или неотложности действия, слова произносят быстро: «Да иди скорей!» Когда речь идет о постепенности действия, о больших пространствах, крупных масштабах, это подчеркивают протяжным звучанием голоса: медленно, нога за ногу, вразвалку; широкое и глубокое, как океан; бесконечное путешествие. Иной раз слова свыше тысячи лет произносят так, будто речь идет о двух днях, или широкие, бескрайние равнины, как если бы говорилось об одном квартале.
Интонацией можно выразить затаенные чувства и нескрываемое волнение. Сравните следующие предложения:
Он был слегка опечален. Он был в крайнем отчаянии.
Сопоставление, разницу также можно выразить темпом:
Открыв дверь в коридор, я увидел не одно, а три тела.
Малоопытные ораторы, пытаясь придать речи большую выразительность, часто выделяют не те слова, которые надо было бы выделить. Как ни эмоциональна фраза: «Это самое худшее, что вы могли сделать!», но акцентировать следует здесь только два слова, а слова это и что вы могли сделать надо произносить без нажима.
Пауза
Удивительно, что лишь немногие ораторы разумно пользуются ею. Она облегчает дыхание, дает возможность сообразить, как перейти к следующей мысли, позволяет слушателям осмыслить услышанное. Короткая пауза перед кульминационной частью речи — один из способов подчеркнуть кульминацию. Наконец, самый ритм речи во многом зависит от пауз и их длительности. Однако паузами надо пользоваться правильно. Пауза уместна между отдельными элементами мысли (фразами, придаточными предложениями, законченными суждениями); ею оттеняют слова, которым придают особое значение. В каких местах следующего предложения сделали бы вы паузу?
Задняя стенка глаза, на которую отбрасывается изображение внешнего мира и которая соответствует матовому стеклу фотокамеры, представляет собой мозаику из палочек и конусов, диаметр которых едва превышает среднюю длину световой волны.
Необходимы четыре паузы (после слов глаза, мира, фотокамеры и конусов); большее количество пауз сделало бы фразу отрывистой и бессвязной. Проследите, что получится, если вы сделаете паузу между словами стенка и глаза, или между отбрасывается и изображение, или между палочек и конусов.
Обычно паузы между подлежащим и сказуемым, когда они находятся рядом, или между единственными наречием или прилагательным и определяемым словом придают фразе отрывистый характер. В следующем предложении пауза приемлема только в одном месте: после вступительных слов.
Несмотря на сильную оппозицию, четыре предложения были рассмотрены вместе.
Знаки препинания дают некоторое представление об естественных остановках, но оратор не может всецело полагаться на них. В живой речи в интересах ее ясности и выразительности приходится делать паузы чаще, чем это «советуют делать» знаки препинания. Бывает, что группа коротеньких предложений допускает только очень легкие, небольшие паузы, в то время как одно слово, без всяких грамматических на то оснований, потребует долгой паузы.
Варьируя длительность пауз, находят правильный ритм речи, как при чтении стихов. Лучшие стихи прозвучат как непрофессиональные «вирши», если читать их, делая регулярные паузы только в конце строф. При чтении прозы ритм в большей степени, чем при чтении стихов, должен определяться содержанием. В следующем отрывке умышленно поставлены не все нужные знаки препинания, так что на первый взгляд он кажется бессвязным. Громко прочтите его, стараясь подчеркнуть голосом то, что сочтете важным:
Если вам донельзя хочется чего-либо, говорится в волшебных сказках, будьте уверены, вы достигнете желаемого. Это значит, разумеется, здесь заключается и ловушка, если вам хочется до такой степени, что вы готовы заплатить трудом, любой ценой, в чем бы она ни выражалась, любовью, мужеством, самопожертвованием, деньгами... Наконец после долгих поисков и значительно возмужав в процессе исканий, я нашел то, что мне было нужно. И нашел в таком месте, где вряд ли кто-нибудь на свете рассчитывал найти: в Британском музее.

Рекламные ссылки: