МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
ПОЛОВАЯ СИСТЕМА МУЖЧИНЫ
ЗДОРОВАЯ ПИЩА
УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ - ЗАЛОГ УСПЕХА
МАГИЯ СЕКСА
СЕКСУАЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ
Рекламные места

Высота голоса

Диапазон голоса соответствует показателям музыкальной шкалы и определяется частотой колебаний голосовых связок в секунду. Перемена в высоте звучания достигается двумя путями: переходом от одного тона к другому и плавным скольжением.
Переход — это изменение высоты при переходе от одной звуковой единицы к другой, причем за звуковую единицу принимается слог. Скольжение, или модуляция, — смена высоты в пределах одной звуковой единицы. Например, при произнесении слова долой разница в высоте голоса на первом и втором слоге достигнута переходом, а на последнем слоге голос как бы скользит. Интонационные скольжения в пределах слога бывают едиными и двойными. Единое скольжение — это скольжение вниз или вверх, двойное — вверх и затем вниз или вниз и затем вверх. Если вы говорите «да», желая выразить согласие, голос «скользит» вниз, если же «да» произносится как вопрос, — вверх. Если словом «да» хотят передать удивление или сарказм, то возможно двойное скольжение — вверх и вниз. Когда это же «да» — знак нетерпеливого ожидания ответа, мы наблюдаем двойное скольжение — вниз, затем  вверх.
Да-да? Да-а-а! Да-а-а?
Единое скольжение встречается чаще двойного. К двойному нередко прибегают, чтобы достичь особой, своеобразной выразительности. Вообще разнообразие интонаций бесконечно, они способны выразить массу чувств и их оттенков.
Мелодический рисунок речи
С помощью интонаций мы создаем общий мелодический склад речи. Как только дети начинают говорить, они различают многие общепринятые интонации и приучаются к ним. По тону мы можем определить, искренен собеседник или издевается, заинтересован или скучает, доволен или огорчен. То. что содержится в интонации, порой даже трудно выразить словами.
Выразительность и высота; интонация
Проанализируем, как высота вместе с другими свойствами   голоса   придает   ему   выразительность.
Вспомните пример со словом долой. Каждый ударный слог отмечается модулированием звука. Совершенно бесспорно: чем большее значение придают слову, тем более длительна модуляция. Произнесите фразу «Саша находится здесь», выделив модуляцией слово, которому вы отводите главную роль.
Интонация вопроса отличается от интонации утверждения. Надо почаще прибегать к риторическим вопросам — это приятно разнообразит речь, исключает ощущение монотонности.
Окончательность и непреложность суждения также подчеркиваются интонацией. Произнесите: «Нет, я бы не сделал этого!»
А вот фраза, выражающая неопределенность, недоумение, сомнение: «Да я и не уверен. Начать с того...» Эти нюансы хорошо отразят небольшое, постепенное усиление голоса.
Важное значение интонация приобретает, когда надо подчеркнуть контраст.
В следующей фразе необходимо повысить голос на слове преступный и понизить на неправильный:
Хотя и не преступный, поступок этот все же неправильный.
Еще два примера противопоставления (подчеркните интонацией):
С одной стороны высятся горы, с другой простирается море.
Могло не случиться сегодня, но может случиться завтра.
Логические параллели выражают тождественными и уравновешивающими друг друга интонациями:
Они не могут видеть это, но они могут слышать это.
А здесь интонацией надо подчеркнуть равнозначность:
Сколько голосовало за оппозицию? Десять. А сколько потеряло работу? Десять.
Передача чувств интонацией
Оживленная интонация обязательно окрашивает высказывание, имеющее положительный эмоциональный заряд. Сопоставьте интонации, с которыми произносятся следующие фразы:
Я очень счастлив. Я не очень счастлив
Когда высказывание носит конкретный повествовательный характер, оживленные интонации почти неизбежны, именно для оживления речи.
Священники часто говорят речитативом — как бы на одной ноте средней высоты. Такая манера допустима при чтении стихов или художественной прозы, но если ее примет для себя оратор — он не будет иметь успеха.
Недостатки интонирования
Некоторые дурные привычки интонирования сильно досаждают ораторам. Для их преодоления необходимо пройти курс практических занятий.
Монотонность
Монотонная речь в ее предельном выражении — речь на одной ноте. Однако, если даже на протяжении одной фразы высота голоса изменяется в небольших пределах, речь остается монотонной. На самом деле у вас значительно большие возможности. Проверьте диапазон вашего голоса с помощью рояля напевая гамму: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Определите наиболее подходящую для вас тональность и затем попробуйте поднять ее или опустить на несколько тонов. Медленно произносите «А!», начиная с высокой ноты и кончая предельно низкой, затем идите в обратную сторону. Обратите внимание на то, насколько диапазон вашего голоса шире, чем вы думали.
Слишком высокий тон
Несомненно, чрезмерно повышенные тона возникают от избытка рвения. Спорщики, например, в запальчивости часто начинают говорить слишком высокими голосами. То же самое бывает при неправильном дыхании или от застенчивости.
Если у вас слишком высокий голос, необходимо серьезно поупражняться, чтобы снизить его. Ежедневно читайте вслух, расслабив мышцы гортани, пока естественный низкий тон не станет для вас более удобным.
Слишком низкий тон
В большинстве случаев причина этого — в отсутствии увлечения и энергии. Бывает также, что робкие или внезапно оробевшие ораторы вдруг начинают говорить на более низких нотах. Если у вас именно этот случай, решительно и немедленно переходите к патетическим интонациям. Воображение поможет. Если даже вам приходится отрабатывать речь в маленькой комнатке, вообразите, что вы обращаетесь к публике, находящейся на расстоянии пятидесяти футов от вас. Выберите отрывок, в котором говорится о решительных, безотлагательных действиях; подчеркните слова, требующие акцентирования, и для практики произносите их даже с избытком выразительности.
Недостаточное акцентирование значимых слов
Для проверки правильности интонирования полезно сначала выяснить, достаточно ли выразительно звучат у вас существительные и глаголы, а затем — достаточно ли быстро вы произносите вспомогательные слова — прилагательные и наречия. Отчасти благодаря вошедшему в привычку расточительному использованию прилагательных и наречий мы недостаточно выразительно произносим их. Однако если определяющее слово не заслуживает подчеркивания интонацией, вряд ли оно вообще необходимо. Попробуйте сказать фразу: «Это была очень тяжелая работа» без изменения интонации на словах очень тяжелая. Теперь попробуйте сказать с чувством: «Это была тяжелая работа». Какая из этих фраз больше впечатляет?
Однообразие интонаций
Иногда оратор настойчиво повторяет понравившуюся ему интонацию, что делает речь невыразительной и скучной, как набившая оскомину когда-то популярная песенка. Произнесите следующую фразу, сначала использовав одну и ту же интонацию для каждого последующего утверждения, а затем внесите разнообразие:
Из продуктов у меня были лишь морские сухари, лишь мерзлая грязь вместо воды, лишь ельник взамен крова, только волки для компании.
Если вы будете каждый раз понижать голос на словах сухари, воды, крова, словно оканчивая фразу, создастся впечатление монотонности и отрывистости. Если прибегнете, наоборот, к повышению голоса или будете одинаково задерживаться на этих словах, впечатление окажется не лучшим. Интонацией надо подчеркнуть достаточное сходство этих понятий и их параллелизм, но одновременно и некоторое различие; это придаст фразе приятное для слуха своеобразие. То же самое справедливо в отношении слов мерзлая грязь, ельник и волки.
Ошибочный прием интонирования — весьма высокий и сильный звук в начале фразы и неуклонное его снижение к концу.
Ошибка, характерная для неуверенных в себе ораторов, — нерешительное, на средних тонах произнесение слова, завершающего мысль. Это — катастрофическая ошибка, так как завершение фразы определяет отношение самого оратора к высказываемой мысли.
Тембр
Каждый звук обладает характерной окраской, или тембром. Он определяется плотностью, формой и   размерами тела, приведенного в состояние колебания, и особенностями среды, в которой оно вибрирует. Звуки, издаваемые басовым рожком, отличаются от звуков тромбона и, еще более, — от звуков скрипки или кларнета. Даже малейшая разница в строении и форме вибрирующих тел имеет настолько существенное значение, что во всем мире нет двух человеческих голосов, звучащих совершенно  одинаково.
От чего зависит тембр
Пожалуй, нельзя совершенно изменить тембр голоса. Но можно сделать многое, чтобы добиться его улучшения. Подобно другим свойствам голоса, тембр зависит от психологического настроя оратора. Голос не будет чистым и прозрачным, если ваши идеи неясны вам самим или безжизненны, и вы сами это чувствуете. Обратите внимание, как по-разному звучит голос, когда вы утомлены, подавлены, стесняетесь или сердитесь.
Значительного улучшения можно добиться только систематическими занятиями. Можно заняться улучшением тембра вообще или такой работой над голосом, которая сделает его пригодным для выражения различных мыслей и чувств. Когда говорят, что у голоса хороший тембр, это значит, что он имеет открытое, насыщенное, ясное звучание, с чистыми вибрациями. Такое звучание — результат глубокого, контролируемого дыхания, свободной вибрации голосовых связок и ничем не стесненных резонирующих камер — гортани, полостей рта и носа. Здесь действует то же правило, что и для контролируемого дыхания во время речи: упор на диафрагму и свободное функционирование гортани. Сдавленность сильно вредит качеству звука.
Чтобы понять, как важна для хорошего тембра правильная работа резонирующих камер, произнесите, например, и и о. Чувствуете, как язык и губы вкупе с изменением объема и формы полости рта в каждом случае определяют качество звука? Образование и четкость звуков относятся уже к области артикуляции, о которой будет сказано ниже. Но если мышцы горла напряжены, челюсть неповоротлива, а язык, губы, мягкое небо малоподвижны, будет плохо не только с артикуляцией, но и с тембром.

Рекламные ссылки: